«Дэвид Огилви говорил: «Мне хочется, чтобы все наши сотрудники считали, что работают в лучшем агентстве в мире. Чувство гордости творит чудеса. Лучший способ превратить работника в «генератора идей» - это возложить на него самую высокую ответственность. Важно поощрять беспрепятственную коммуникацию снизу вверх. Поощряйте людей быть совершенно откровенными с Вами. Спрашивайте их совета - и прислушивайтесь к нему».
Есть и практические приёмы, повышающие способность сотрудников генерировать идеи. Давно доказано, что встряхнуть людей и заставить их начать думать творчески может смена обстановки, особенно с выездом на природу. Я на собственной практике убедился в полезности тщательно подготовленных мозговых штурмов на выезде.
Одни методы родились из опыта и использовались давно, другие заставила ввести новая экономика, которая поставила перед компаниями задачу создать творческую атмосферу.
Такая атмосфера предполагает минимум бюрократии, отсутствие жёстких должностных инструкций, полный доступ к финансовой и прочей информации, участие в принятии решений, нескончаемая вереница увлекательных проектов (при возможности работать в нескольких проектах одновременно); полная свобода при разумной отчетности, отсутствие «спихотехники», постоянное новаторство. Это атмосфера «давайте попробуем», «горящие глаза», минимум запретов, культура скорее «да», чем «нет», постоянный мозговой штурм.
Приобретает популярность концепция фирмы-семьи с открытой, неформальной, чуткой и немного игривой средой. Её характеризуют уважение, доверие, дружеские отношения, гибкий график работы, поддержка супругов, возможность работы на стороне, вечеринки, спортивные и прочие «семейные» мероприятия.
Я полагаю, что в России концепция фирмы-семьи могла бы работать лучше, чем «там», - ведь мы больше полагаемся на человеческие отношения».
Александр Репьев, Маркетинговое мышление, М., «Библиос», 2015 г., с. 81.