«А у православных тоже были очень интересные опыты бурного коммерческого успеха. Это и греческое купечество, в том числе, например, и современная очень влиятельная греческая православная диаспора в США. Это и староверы, где никакой идеологии, подобной протестантской, не было, там был совершенно другой механизм.
В начале XVII века Пётр ввёл обязательный налог со староверов, полагая, что крестьянин ради лишней копейки пойдёт к никонианскому попу, но вышло все совершенно иначе. Дело в том, что люди до этого жили по принципу «и нашим, и вашим». В душе, может быть, они и лелеяли любовь к старым обрядам и книгам, но большинству было не до решающего разрыва и конфликта. И при случае, какой храм попадётся, в такой и шли.
Но жесткий императорский указ заставил делать выбор. Для определённого рода людей это означало некий вызов их состоятельности - как мужика, как просто трудяги, который может тащить на себе семью, хозяйство и т.д.
Это что же, значит, я совесть свою потеряю за две копейки? Да нет, я уж напрягусь и эти две копейки ещё дам. Эта мотивация привела в итоге к появлению очень крепкого староверческого и купечества, и кулачества».
Кураев Андрей, Церковь в мире людей, М., «Издательство Сретенского монастыря», 2009 г., с. 53-54.