Промышленное пиратство: копирование моделей и кража технологий в Китае [продолжение]

Начало »

 

К середине 1990-х годов промышленное пиратство стало повсеместно распространённым явлением. Однажды проникнув в производственную среду, оно внедряется на новые участки подобно вирусу, по возрастающей системе стоимости, и быстро передаётся от компании к компании. В самом начале этого века пиратство имело преимущественно локальный характер и рассматривалось не более как второстепенная помеха при ведении бизнеса, просто как факты из жизни, которые почти каждая компания практически в каждой области своей деятельности должна была учитывать или уметь им противостоять.

По различным оценкам, американские, японские и европейские компании теряют, вероятно, более 60 миллиардов долларов в год из-за пиратства того или иного рода на китайском рынке. Оценки эти весьма приблизительные, но если бы они стали более точными, стало бы понятно, что потери западных компаний от воровства интеллектуальной собственности значительно превышают полные годовые объёмы прямых иностранных инвестиций в Китай. Представьте объем этих потерь, если, например, в 2004 году иностранные инвестиции составили 56 миллиардов долларов.

Некоторые виды воровства приобрели систематический характер. Почти каждый блокбастер, снятый и смонтированный в Голливуде, появляется на DVD в Китае раньше, чем выпускается в том же формате в Америке. Чтобы проводить такие операции, пиратская сеть должна иметь в кинокомпаниях своих людей, занимающихся похищениями произведений. Копии на DVD, доступные любому в Пекине, часто содержат предупреждения, гласящие о том, что «просмотр разрешён только в студии. Копирование материала строго запрещено».

Другого рода жертвы наглости - в сфере индустрии книгоиздательства. Шестой том из серии романов о Гарри Поттере появился в Китае за месяц до того, как Дж. К. Роулинг закончила над ним работу. Когда книга только вышла из печати, несколько пиратских фирм соперничали в скорейшем переводе этого издания и продаже его через Интернет. Целый ряд переводчиков, расстроенных концовкой книги, написали свои собственные версии финала.

Подобным же образом серия книг о бизнесе, написанная Полом Томасом, профессором Гарвардской Школы бизнеса, стала небольшой издательской сенсацией в Пекине в 2004 году. Когда известность Томаса возросла, он помог продвижению на рынке других книг, написав к ним предисловия, и каждый из участников проекта, как казалось, остался от этого в выигрыше. Затем выяснилось, что в Гарварде нет такого профессора, а «его» книги были написаны студентами, которым платили по одной третьей цента за слово. Выпуск фальшивых книг, как оказалось, -  большой бизнес. Несколько издательств, включая ряд государственных, имели в своем списке более ста фиктивных печатных изданий на китайском рынке в 2005 году.

Прочие подделки относятся к разряду как прискорбных, так и комических или одновременно и к тем и к другим. Гольф-клубы в значительной степени являются пиратскими, с переменной степенью успеха. Комплект для гольфа в ряде производящих вполне приличное впечатление клубов может стоить менее чем одна десятая от своей цены в США или Европе. В то же время некоторые подачи на средние расстояния заставляют главу клуба нестись изо всех сил за мячом по проходу.

Другие подделки даже более опасны. Чайники взрываются, электрические трансформаторы подвержены коротким замыканиям, медицинские препараты не имеют лечебного эффекта, тормозные колодки выходят из строя, алкогольные напитки отравляют тех, кто их употребляет, а использование некачественного порошкового молока довело нескольких детей до смерти.

Однако для многих иностранных компаний проблема заключается не в том, что выпускаются некондиционные подделки. Проблема в основном кроется именно в тех видах продукции, которые точно копируют оригинал. Помимо мотоциклов автомобильная индустрия продемонстрировала яркий пример подобного рода злоупотреблений. Автомобильной фирмы «Чери» ещё не существовало, когда «Фольксваген», лидер на китайском рынке, выпустил популярную модель под названием «Джета» в конце 1990-х годов. Однако через тридцать три месяца после начала работы практически с нуля в партнерстве с новой компанией в городе Уху, на берегах реки Янцзы, фирма «Чери» произвела свой первый автомобиль, четырёхдверный седан под названием «чери», который очень сильно походил на «Джету» - на тот момент самый продаваемый в Китае автомобиль. Мгновенно возникли подозрения, отчасти потому, что основной инвестор в «Чери» -  компания «САИК» являлась партнёром «Фольксвагена» по совместному предприятию, а также потому, что один из руководителей высокого звена в компании «Чери» занимался производством «джеты» в Китае для дочерней компании «Фольксвагена» - «Ауди». Компания «Фольксваген» провела собственное расследование и обнаружила свои оригинальные детали в автомашине «чери». Они написали соответствующие письма и провели переговоры с руководителями фирмы «Чери», которая принадлежит правительству города Уху, и в конце концов эта китайская компания согласилась не использовать более оригинальные детали в своих моделях.

Однако путаница с интеллектуальной собственностью фирмы «Чери» не была преодолена. Корпорация «Дженерал моторс», которая также оказалась партнёром «САИК», подала на «Чери» иск за пиратство на сумму 80 миллионов долларов. Это случилось после того, как фирма «Чери» выпустила автомобиль особо малого Класса «кью-кью», который, по заявлению «Дженерал Моторс», являлся точной копией автомашины «Спарк», Популярной модели, производимой дочерней компанией «Дженерал моторе» - «Дэу». «Чери» отрицала все инкриминируемые ей правонарушения и официально заявила, что готова к рассмотрению иска, решение по Которому должно приниматься в пекинском суде. А пока обе стороны ожидали начала рассмотрения Дела, модель «кью-кью» стоимостью в 3600 долларов буквально разлеталась, «Спарк» же стоимостью в два раза дороже остался далеко позади.

Каким бы ни было соотношение правых и виновных, коммерческий результат пиратства всегда одинаков: быстрое разрушение ценности широкого круга производимой продукции. Это справедливо не только в отношении товаров, но касается также и новых технологий. Свидетельства неослабевающей тенденции к ухудшению в этой области начиная с 1998 года обнаруживаются и на уровне отдельных примеров, и на совокупных ценах производимых продуктов. Независимо от головокружительного роста в широком спектре экономики или превалирующей инфляции, измеряемой расплывчатыми показателями, такими как, например, индекс потребительских цен, средние цены на произведенную промышленную продукцию снижаются каждый год. В некоторых секторах падение стало значительным.

Так, 29-дюймовый телевизор с плоским экраном стоил 6 тысяч юаней в 1998 году, в конце 2004 года его аналог продавался по цене ниже 2 тысяч юаней. Мобильный телефон с цветным дисплеем являлся в 2001 году самым новым, ультрамодным изделием и соответственно стоил около 6500 юаней; к концу же 2004 года такие телефоны продавались по цене ниже 2 тысяч юаней. Местные торговые марки DVD-плейеров, все спроектированные для проигрывания контрафактных дисков, стали гвоздем сезона на рынке в 1998 году с ценой в 3 тысячи юаней за штуку, а в конце 2004 года они стоили всего около 500 юаней. Компьютерные приставки к телевизору, позволяющие принимать сигналы спутникового телевидения, в 2000 году начали продаваться по цене примерно 2300 юаней, а в конце 2004 года их можно было купить уже за 700 юаней. Каждая из этих групп товаров была произведена на основе новых иностранных технологий, в различное время появившихся в Китае, но вследствие повсеместно распространенного пиратства их ценность стремительно падала».

Джеймс Киндж, Китай, который потряс мир, М., «Аст», 2010 г., с. 95-103.