Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
«Человек, при всей отличности дарований, не больше имеет разума, как только подражать известному. Самые великие умы на земле могут послужить в этом неоспоримым доказательством.
Все понятия их заключались в том, что одни (как, например, умы философов) открыли нам некоторые тайны природы, а другие (в числе которых полагаются славнейшие историки и песнопевцы) представили сию природу в прелестном описании. Таким образом, Невтоны, Кеплеры и Монтески изъясняют нам причины видимых происхождений; Гомеры, Тациты, Бюффоны описывают картины жизни и природы, следственно те и другие вместе, подобно пространству и времени, имеют в себе разум одного подражания.
Напротив того, всесильный Творец природы беспрестанно обнаруживает премудрость свою в новых произведениях.
Например, мы видим из Откровения, что население небес бессмертными существами и после возбуждённое в них понятие о свободе и зависимости суть действия его премудрости. Третье и при том не меньше мудрое исполнение его состояло в произведении природы. Неизвестно, сколь велико должно быть достоинство ангелов, ибо разум наш не воспаряет в горние чертоги бессмертия. Но в рассматривании творения последней воли, при каждом мысленном взоре, встречаем столь непостижимую премудрость, что не только сообразить все её части, но даже и в общем смысле лишаемся надежды понять оную.
И в самом деле, какой ум, объемля Вселенную во всём её разнообразии, может постигнуть те законы, которые произвели столь прекрасное творение? Какое согласие в частях! Какая соразмерность в целом! Нет ничего излишнего, нет ничего несовершенного. Всё действует и всё повинуется без сопротивления. Каждая планета владычествует над существами поверхности и сама не отказывается исполнять воли Солнца, и каждое солнце, оживотворяя все планеты движением своим и теплотой, имеет согласие с другими, подобными себе светилами. Посмотрите на одну Землю, как на малейшую частицу целого творения, и подивитесь красотой её. Вообразите, под лазурью чистого неба и под тенью разноцветных облаков покоящийся огромный шар, освещенный лучезарным сиянием. На поверхности его представьте два обширных материка, четыре необозримых океана, более десяти морей и до несколько тысяч островов, разбросанных по водам как бы с некоторым пренебрежением. Потом, есть ли вздумаете продолжать картину воображения своего, то не забудьте, что не только целые материки, но почти каждый остров или лоскуток земли снабжён всем нужным продовольствием. Например, везде вы увидите, то приятные долины, пересеченные по камушкам скачущими ручейками, то холмистые поля, покрытые зеленью цветущей природы. Там кудрявые рощи, громкоголосых пением птиц и множеством скрывающихся во внутренности своей животных, заманивающая везде царствующего человека гоняться за охотой, здесь зеркальные озера, изображающие в себе небесный свод во всём его великолепии, и высокие горы, на мягкой мураве покоящиеся стада пастушек геснеровых там, но здесь живописец бросает кисть и воображение поэта теряется в разнообразии.
Итак, когда мы, при всей проницательности ума своего и других способностях не можем описать одной планеты, то подумайте, сколь велика должна быть премудрость того, кто единой мыслью для всех планет сообразил согласную природу и единым изречением своим, открывая мрачное ядро все местности, позвал вещество к сооружению лепообразных чертогов смертного…?»
Ертов И.Д., Начертание естественных законов происхождения Вселенной, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 645-646.