«Чаще всего мы говорим об одарённости детей, если они опережают в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети.
Но есть и другая одарённость, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одарённость нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Особенно трудно с такими детьми учителям. Видимо, сама профессия педагога противоречива по своей сути: ведь он учит своих учеников наиболее устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен. Добавим при этом, что при всех вариациях он всё же имеет дело каждый год с одним и тем же основным содержанием своего предмета. В такой ситуации тем более трудно не только заметить нестандартного ребёнка - трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности. Ещё прибавим, что у творчески одарённого ребёнка, как правило, менее уживчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего у него нередки трудности в общении.
В работе М.И. Фидельман, проведённой под нашим руководством, обнаружилась довольно противоречивая картина. Оказалось, что учителя, с одной стороны, понимают важность творческой деятельности (лекций-то слушают много, книги и всякие методические пособия тоже читают) и ставят «оригинальность мышления» на одно из первых мест, а с другой стороны, на столь же первые места, ставят дисциплинированность.
Эту амбивалентность (противоречивость, двойственность) учительской позиции нам, психологам, всегда приходится учитывать.
Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одарёнными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний».
Юркевич В.С., Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность, М., «Просвещение», 1996 г., с. 43.