«В книге «Стратегия голубого океана» (Blue Ocean Strategy), опубликованной в 2005 г., приводится очень полезный инструмент - карта товарных характеристик (performance map) - который может помочь разработать сбалансированные решения. Адаптировав эту карту для подрывных технологий (последний термин предложен Кристенсеном Клейтоном – Прим. И.Л. Викентьева), мы получаем простой но действенный метод, с помощью которого можно контролировать обсуждение того, как регулировать различные товарные характеристики, чтобы по-иному решить проблему.
На схеме показана простая карта видеорешений.
Горизонтальная ось показывает, какими требованиями руководствуются покупатели при выборе между разными видеорешениями […].
Затем каждое конкурирующее решение оценивается относительно этих измерений как неудовлетворительное, удовлетворительное, отличное или избыточное (слишком хорошее).
На этой схеме отображены два решения: кабельное телевидение и YouTube. Кабельное телевидение характеризуется профессионально изготовленным контентом и достаточно широким выбором программ, но высокой стоимостью. YouTube публикует по большей части оригинальный контент, который создают сами пользователи. Качество таких материалов значительно хуже, но зато пользователи могут закачать их быстро и оставить свои комментарии, доступные другим людям. Наполнение YouTube принципиально отличается от того, что производят средства массовой информации, точно так же отличаются и способы его распространения и потребления.
Схема показывает, где показатели YouTube находятся на уровне «удовлетворительно», а где они значительно превышают показатели кабельного телевидения. Если не углубляться в подробности, составление карты характеристик может помочь компании определить, какую форму придать решению, чтобы иметь возможность разными способами конкурировать на рынке. Чтобы воспользоваться картой, схематически изобразите два-три решения, которые может выбрать ваш потребитель для выполнения задачи. Помните, что решением также может быть компенсирующее поведение или обходной путь. Ищите возможность изменить правила игры.
Один простой приём - перевернуть карту характеристик вниз головой.
Представьте, как будет выглядеть текущее доминирующее решение в зеркальном отражении, например, будет ли удовлетворительным существующее хорошее решение и наоборот. Затем спросите себя, имеется ли группа покупателей, которая будет рада такому противоположному решению».
Скотт Энтони и др., Руководство инноватора: как выйти на новых потребителей за счёт упрощения и удешевления продукта, М., «Альпина Паблишерз»; «Юрайт», 2011 г., с. 170-171.