Личный этический кодекс по Г.С. Альтшуллеру

Анализируя деятельность творческих личностей, Г.С. Альтшуллер заметил, что у многих из них были свои представления, «что такое хорошо и что такое плохо», не совпадающие с навязываемыми им  Внешними обстоятельствами целями и средствами их достижения. Вот характерная цитата:

«В некоторых странах идея об этическом кодексе, действительном для каждого человека, отброшена и заменена принципом, что законы государства - это и есть моральный кодекс».

Макс Борн, Моя жизнь и взгляды, М., «Прогресс», 1973 г., с. 41».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 159.

 

ПРИМЕР. Кинорежиссёр Михаил Ромм в 1960-х годах выработал для себя свод личных правил поведения, которые поклялся неукоснительно соблюдать:

«1. Отныне я буду рассказывать только о тех людях, которых я знаю, лично знаю.

2. Отныне я буду делать фильмы только на современном советском материале, потому что я его знаю.

3. Отныне я буду говорить только о том, что меня лично волнует как человека, как гражданина своей страны, причём как человека определённого возраста, определённого круга.

4. Отныне я буду - рассчитывать на то, что среди 220 млн. моих сограждан найдется хоть несколько миллионов, которые думают о том же, о чём думаю я, и на том же уровне, на каком думаю я. Я буду делать картины для них.

5. Если я убеждён, что исследовать человека нужно в исключительные моменты его жизни, пусть трагические, пусть граничащие с крушением, катастрофой, то я буду брать этот материал, не боясь ничего.

И не боялся».

Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Ильченко А. П., Рудычева И. А., 100 знаменитых евреев,  Харьков, «Фолио», 2006 г., с.377.

 

Внешние обстоятельства стремятся активно навязать ложные «великие общие цели», например, религиозные, милитаристские, национал-шовинистические. Что может сделать творческая личность?

«Игнорирование - или активное противодействие? Это зависит прежде всего, от остроты обстоятельств. Процессы […] могут быть тихими, «тлеющими», - тогда предпочтительнее  игнорирование. Но если эти процессы обострились, нет более достойной цели, чем сопротивление любой из ложных «великих общих целей».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 184.