«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши актрисы?
Из тщеславия.
Из трудного быта.
Из ожесточённой борьбы с возрастом.
Из конкуренции, интриг и зависти.
Всё то же самое, что мы говорили об актёрах, только ещё хуже. Как ответил мне кто-то из моих мужских персонажей, «актриса - это бездна, в которую даже заглянуть страшно».
Конкуренция среди актрис сильнее, просто потому что женских образов в мировой драматургии в три раза меньше, чем мужских.
Женщины в театре могут ждать ролей годами. А время уходит, и молодое пополнение начинает воплощать собой образ врага. Крылатая фраза Фаины Раневской: «Против кого дружите?» - родилась не случайно. Далеко не все вообще выдерживают этот марафон: одна ломается, уходит из театра, другая не рожает, чтобы всегда быть в форме, и потому считает себя вправе третьей, счастливой, сделать гадость: у неё всё, у меня ничего.
Режиссёры по секрету признаются, что женщины в театре не прощают своим более везучим коллегам благополучия, богатых мужей, упакованной жизни, возможности следить за собой и хорошо одеваться. «Когда мне жаловались на Крюкову, якобы для пользы дела, я почти всегда знал, что это обыкновенная зависть», - рассказывает Житинкин. Евгения Крюкова - первая красавица в труппе Театра Моссовета. Играет в основном модельной внешностью и длинными ногами. Материально от театра не зависит...
Поскольку выбор невелик, женщины цепляются за роли, которые им давно не по летам. Дамы под шестьдесят играют героинь моложе себя на двадцать лет, забыв, как сами смеялись над подобными примерами в своей юности. Их можно понять: кому же охота признавать себя старым. «Чувства-то у меня молодые», - как бы говорит эта актриса.
Чувства-то молодые, но тело старое, и взгляд пожилой, уставший. Шрамов в этой профессии больше, чем лавров, и со временем к шрамам душевным добавляются швы от подтяжек. Женщины-актрисы живут, постоянно помня, что роковой час настанет, и именно это диктует логику их поведения. «Всё когда-нибудь кончится, и, может быть, очень скоро». Состояние хронического стресса. Большинство внутритеатральных конфликтов провоцируется женщинами в их борьбе за роли и уходящее время. Сейчас, немедленно, дайте мне! Соперница подлежит уничтожению. Мужик (нормальной ориентации, разумеется) интригу раздувать не любит. Он предпочитает выяснять отношения лоб в лоб: «Кто тебе про меня такое сказал? А ну-ка пойдём...».
Женская дружба вообще встречается в жизни крайне редко. Среди актрис, говорят, она практически невозможна. Ревность возникает порой на пустом месте, и досадные размолвки портят кровь чрезвычайно достойным людям».
Ямпольская Е.А., 12 сюжетов о любви и театре, СПб, «Лимбус Пресс», 2001 г., с. 87-88.