В царствование Императрицы Екатерины II русское правительство впервые ставит своей целью насаждение в стране общего образования (а не только технического и специального).
«Петру Великому школы нужны были для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов; Екатерина провозгласила намерение воспитывать «новую породу людей» (деятельным сотрудником императрицы в деле образования был генерал И.И. Бецкой).
Уже на первом этапе своего царствования Екатерина положила начало женскому школьному образованию: в 1764 г. в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для «воспитания благородных девиц» (Смольный институт). В 1782 г. австрийский император Иосиф по просьбе Екатерины послал в Россию просвещённого и опытного педагога, Ф. Янковича де Мириево (серба по происхождению) для выработки плана школьного образования.
В 1786 г. был опубликован «Устав народным училищам в Российской Империи». Согласно этому уставу в городах Российской Империи должны были быть учреждены «главные» (в губернских городах) и «малые» (в уездных) народные училища. Главные училища имели 4 класса и широкую образовательную программу (включавшую, между прочим, «Книгу о должностях (т.е. об обязанностях) человека и гражданина») и должны были готовить учителей для «малых» училищ. Учреждённая в 1763 году Медицинская коллегия должна была заниматься подготовкой лекарей, в которых ощущался тогда большой недостаток.
При Екатерине было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).
Эпоха Екатерины II была временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. по инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило своей главной целью исследование положения сельского хозяйства в России и выпустило длинную серию своих «Трудов».
При Екатерине началась научная работа в области русской истории. С одной стороны, производилась систематизация исторических источников, с другой - обсуждался и оценивался общий ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, книги Щербатова и Болтина). Академия наук и это время стала издавать русские летописи. Н.И. Новиков издал сборник древнерусских документов в 20-ти томах под названием «Древняя Российская Вивлиофика». Курский купец Голиков издал многотомные «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России».
Вместе с тем, в екатерининское время издавались многочисленные переводы наиболее известных произведений европейской, главным образом, французской литературы, начиная от лёгких романов и кончая политическими и философскими трактатами. За весь XVIII в. в России было издано около 9500 книг, из них около 85% приходится на 34-летнее царствование Екатерины, в том числе 1700 книг было издано за 5 лет - в 1786-1790 гг.».
Костюченко И.Ю., «Я буду царствовать или погибну», в Сб.: История России в портретах государственных и политических деятелей / Под ред. В.А. Корнилова, М., «Омега-Л», 2002 г., с. 39-41.