Ученики, занятые исключительно поиском новых ощущений по Георгу Гроссу

Георг Гросс рассказывает об эффекте, который характерен особенно для крупных городов, где особенно велика возможность постоянной смены хобби….

Одна из типов посетителей публичных лекций, различных творческих курсов – ищущие себя люди. В отдельных случаях они могут быть не бездарны, но им обычно свои эмоции / ощущения намного важнее результата. Они могут спокойно сегодня пытаться заниматься живописью, завтра – дельтапланеризмом, послезавтра – как описано ниже – созерцать свой пуп.

Важна особенность – они никогда не достигают творческих результатов приличного уровня.  Поиск новых ощущений / эмоций для них важнее.

 

 «Некоторые мои ученики оставили особенно сильное впечатление. Так, был у меня знатный и богатый ученик, который заинтересовался живописью только в пожилом возрасте. Пришёл он ко  мне по чьей-то рекомендации, с намерением учиться, а может, и совершенствоваться. Он приводил с собой в класс своего шофёра, а тот по моему указанию вынимал из новехонького и дорогого английского ящика для красок нужные тюбики и выжимал краску на палитру, которую мой ученик держал в руке в белой перчатке. Эта маленькая церемония неизменно вызывала общее восхищение...

К сожалению, этот ученик пробыл у меня недолго. Изобразительное искусство он променял на индийскую йогу. Однажды случай свёл нас снова на коктейле, в шумной, весьма оживлённой  литературной компании; он уединился в соседней комнате, созерцая свой пуп, и был,  по-видимому, погружён в размышление. Он сидел, распахнув рубашку на своём далеко не тощем животе, ибо так он был «ближе к самому себе».

Другой мой ученик уже несколько лет был художником-абстракционистом. В этом качестве он выставлялся, пользовался некоторым успехом, а теперь решил попробовать писать в другой манере. Он был не бездарен, но, очевидно, рисовать с натуры ему было попросту скучно. Мне стало это понятно, после того как он объяснил мне, что самое важное для него в искусстве - впечатление. - Очень интересно, - заметил я. - Ничего не скажешь, но что вы под этим понимаете? - Эффект падения, - ответил он. - Простите, что? Он изложил мне свой метод. Его подлинно художественные произведения создавались так: он брал в руки горшок с краской и с определённой высоты выливал краску на холст, лежавший на полу.

- Это ведь создает впечатление, верно? Потом я держу горшок немного ниже. Впечатление меняется. Я поднимаю выше. Опять получается что-то другое. Наконец, я влезаю на стул. И вы не поверите, мистер Гросс, как от этого меняется впечатление! - Неимоверно интересно, - отвечал я, - ничего не скажешь...»

Георг Гросс, В поисках золотой жилы / Мысли и творчество, М., «Прогресс», 1975 г., с. 81-82.