Классификация целей личности по В.Н. Сагатовскому

«Задача этой главы […] - поделиться соображениями (на уровне  предварительных наметок) о принципах деления людей на разные психологические  типы и, исходя из них, дать зарисовки некоторых типов. […] Интереснее, пожалуй, начать с людей, которых природа не обошла большими  возможностями. Вообразив себе ситуацию, носящую скорее символический характер: несколько человек, обладающих значительными и разнообразными  способностями, комментируют своё возможное участие в постройке пирамиды  (пирамида здесь - символ любого большого дела).

«Какую пирамиду можно построить! - воскликнул первый. - История не забудет  её создателя! И сделать это могу только я!» «Нужно делать, а не рассуждать!» - отрубил второй и пошел организовывать  доставку каменных блоков. «А занятно будет повозиться!» - заметил третий, потирая руки от  удовольствия. «Дело стоящее, - сказал четвёртый. И добавил, подумав: - А ведь можно  сделать лучше». «Да-да-да! - прокудахтал пятый. - На днях я сидел в президиуме с самим  фараоном, он сказал, что обязательно привлечёт меня для консультации». «Не исключено, что я погибну здесь, - мрачно изрёк шестой, обратив свой взор  внутрь, - но в этом испытании я, может быть, наконец, найду себя»

Что ни высказывание, то тип. У каждого из этих людей разное «хочу», а потому  разная направленность, разный психологический склад и, самое главное, разная  общественная значимость (конечно, это только некоторые из возможных типов  личностей).

Первый тип - это властолюбец, жаждущий культа собственной личности (Вл.  Вагнер называл его вожаческим типом). Такой человек может обладать  интересными идеями, огромными организаторскими способностями, может  самозабвенно заниматься большим делом - и все же на первом месте у него не  дело, которому он служит, а собственное «я», его он возвеличивает. Если  подобного деятеля «держать в рамках», он может принести немало пользы. Но  беда в том, что, как правило, «сильную личность» с такой направленностью не  удается удержать в пределах общественно полезного. Не успеешь оглянуться, и  уже не он работает на общество, а общество на него. То, что человек может сделать для общества, во многом определяется тем, что  он хочет. Но его «хочу», в свою очередь, зависит от того, что он может. В  арсенале возможностей вожаческого типа на первом месте колоссальный заряд  актерских способностей. Подобно вожаку горильей стаи, представитель этого  типа удивительно ловко использует грозный взгляд, выразительную мимику,  вовремя сделанный неотразимый жест и т. д. Но вдобавок к этому как человек  он отлично знает когда, что, кому и как сказать, каждому поступку он умеет  придать особый символический смысл; он щедро раздает мелкие подачки (поможет  одному, поддержит другого), чтобы потом, завоевав популярность (ах, он  хороший, он добрый, он великий!), безжалостно собрать дань по большому  счету. Но почему же властолюбец не хочет направить свои способности на бескорыстное  служение обществу? Видимо, если отвечать на этот сложный вопрос предельно  кратко, потому что творческие его потенции всё же гораздо слабее  «актёрских». Ему легче и приятнее изобразить величественный жест, чем  спокойно делать скромное дело. Конечно, работать ему тоже приходится, и  порой с бешеной энергией, но движет им не любовь к работе, а непомерное  тщеславие. Тщеславие же это становится непомерным в тот период, когда этот  будущий «кумир» ещё ходит непризнанным, в чем-то даже отстает от обычных  людей, а его актерские замашки вызывают вместо истерического восторга  здоровый смех.

Второй тип - деловой человек. Он включает в себя ряд далеко не одинаковых  разновидностей: здесь и человек дела, и «деловик», и, наконец, делец. Но  общим для них всех будет полное безразличие к тому, ради какой общественной  цели совершается дело. Представитель делового типа силен своими навыками,  волей, смекалкой. Но цели ему должны быть заданы либо обществом, либо  обстоятельствами, либо биологическими потребностями. Размышлять о них он не  станет, ибо абстрактное мышление, мышление, направленное на анализ  человеческих ценностей, ему не дано. Если цель, которой подчинено его дело,  общественно полезна, он незаменимый человек. Но выпустил его из-под  контроля - и он подчинит все именно ближайшей цели, именно интересам того  дела, которое он делает сам, поскольку не соотносит задачи своего участка с  задачами общего фронта работ.

Третий тип - человек игры. Он сходен с «деловиком» тем, что также  безразличен к общественной значимости целей своей деятельности. Но он менее  серьезен и более избирателен. Ради любого дела он «вкалывать» не станет, а  займется лишь тем, которое вызовет в нем интерес, азарт, раззадорит его.  Всякое занятие для него лишь новая игра, которая должна быть «занятной» и  «любопытной». На людей, слишком (по его мнению) серьёзно относящихся к  своему делу, он смотрит со снисходительной усмешкой: «Жить не умеют». В  каждое дело он внесет множество интересных блесток, с ним не соскучишься, но  не дай бог поручить ему какой-либо выбор: целей, кадров и т. д., - вместо  объективного подхода все будет решать личный (и весьма неустойчивый) вкус. […]

Четвёртый тип наиболее совершенен. Это тип творца с социальной  направленностью. Он соединяет в себе достоинства человека дела, ибо тоже  умеет добросовестно работать, и человека игры, ибо дело ему интересно. Когда  нужно, он будет упорен, как робот, а если можно - всегда будет делать дело  артистично и с наслаждением. Но в отличие от предыдущих типов он хорошо  осознает социальную значимость своих целей, и его «хочу» органически  совпадает с общественными «нужно». Он много может, но не «Я могу!», а «Можно  сделать лучше!» движет его поступками. Поэтому в отличие от человека  вожаческого типа творец строит пирамиду не как памятник своему величию, а  как нечто нужное людям, украшающее мир и составляющее смысл его собственной  жизни. Его деятельность глубоко человечна и сознательна. «Наполеон и все  другие люди его типа, - сказал однажды Бернард Шоу, обращаясь к Альберту  Эйнштейну, - создавали империи. Но существует ещё класс людей, которые стоят  заведомо выше этого. Они создавали Вселенную, и у них, у создателей  Вселенной, чистые руки, не запятнанные ни единой каплей человеческой крови». Для человека творческого типа характерна особая ясность, прозрачность чувств  и намерений. Людям с замутненной душой эти качества представляются порой  детскостью и наивностью. Действительно, как «наивно»: зачем интриговать,  завидовать, суетиться, быть беспокойным властолюбцем, угрюмым роботом или  азартным игроком, когда в этом прекрасном мире можно так великолепно  творить?!

Я радости не знал - сознательно обидеть,
Свобода ясности мне вечно дорога.
К. Бальмонт

За свою «наивность» люди этого типа не раз расплачивались здоровьем и  жизнью, ибо за истину и красоту, которую они несли, их подвергали гонениям,  сажали в тюрьмы, предавали смерти. […]

Восхищение социально-творческим типом не должно закрывать от нас того факта,  что и это столь хорошее «хочу» тоже обусловлено вполне определенным «могу».  Творец более слаб, чем предыдущие типы, в том смысле, что он сам по себе  гораздо больше их нуждается в подлинно человеческих отношениях: доверии,  взаимопомощи, искренней любви. Тот, кому подчинение себе других людей  удается лучше, чем созидание в сотрудничестве с ними, не станет творцом. Но  это слабость того же типа, что заставила нашего далекого предка взять палку  в руки: есть хорошая слабость, так же как и хорошая неприспособленность.  Мощная тяга к созиданию, понимание, что «можно сделать лучше», неумение и  нежелание подлаживаться к плохому и несовершенному - вот основные  компоненты, из которых слагается «могу» этого типа.

Постоянное совершенствование мира и самого себя формирует большое чувство  ответственности, осознанную (в отличие от «деловика») серьезность (в отличие  от «игрока») в выполнении своего дела.

Пятый тип - это мастер показухи. Ему неважно - кем быть, важно - кем  казаться. И страшен он, если его способности велики, а цели мелки. Человек с  большими задатками, но мелкотравчатыми целями, отсутствием социальной  ответственности, серьёзного отношения к труду становится пустоцветом. С  лёгкостью необыкновенной он создаёт видимость дела и как никто другой  развращает окружающих, ибо наглядно показывает, что быть обаятельным  болтуном - самый легкий способ существования. То, что одновременно это и  самый пустой способ, доходит несколько позже. А ведь обидно видеть, когда,  например, человек с бесспорно острым и гибким умом употребляет его не на  дело, а лишь на создание антуража, на пускание пыли в глаза: или когда  женщина, обладающая блестящими способностями, гораздо больше обеспокоена не  их реализацией, а тем, чтобы казаться неотразимой и загадочной. Спохватится  потом человек, а уже поздно: всё ушло на то, чтобы казаться причастным к  вершинам, вместо того чтобы быть среди тех, кто упорно карабкается на них.

Шестой тип - это «экзистенциалистский индивид», который «ввязывается в  ситуацию не для того, чтобы разрешить последнюю, а для того, чтобы  посмотреть, что же с ним самим теперь произойдёт, что в нём проявится» (Э.  Соловьев). В какой-то мере так бывает с каждым, когда человек выбирает свой  жизненный путь. Но у «экзистенциалиста» (экзистенциализм - одно из  направлений современной буржуазной философии, сосредоточивающее своё  внимание на анализе внутреннего мира человека и противопоставляющее этот мир  объективной действительности) способность глядеть внутрь себя  гипертрофируется, а способность объективно сопоставлять свои возможности с  нуждами дела, в котором он участвует, атрофируется. Человек этого типа  способен порой на отчаянный порыв, но его эгоцентризм, удивительное умение  во всём видеть только себя и свои переживания, раздражает окружающих и не  приносит счастья ему самому.

Всё сказанное лишь беглые зарисовки. Каждый из этих типов достоин более  серьезного анализа. Не менее достойны его и другие, не упомянутые здесь  психологические типы. А если добавить, что каждый тип имеет множество  разновидностей и, кроме того, в конкретных личностях часто смешаны черты  различных типов, то станет ясным, что проблеме классификации личности стоит  посвятить особую книгу, да и не одну».

Сагатовский В.Н., Вселенная философа, М., «Молодая гвардия», 1972 г., с. 95, 97-99 и 101-102.

 

Система и динамика целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру