Литературная группировка «Ничевоки»

Описанный ниже коллектив интересен тем, что его участники, не имея позитивной программы, ещё «на старте» заложили механизм своего развала.

Ничевоки просуществовали в Москве и Ростове-на-Дону два года…

«Слово «ничевок», по свидетельству самих представителей данного направления, заимствовано ими из одного старого фельетона Тэффи. Слово это определяет смысл творчества ничевоков.

«Наша цель, - заявляют они, - истончение поэтпроизведения во имя «Ничего».

Платформа ничевоков была сформирована ими в «Декрете о Ничевоках Поэзии», датированном 1920 годом («Ничевоки. Собачий Ящик, или Труды Творческого Бюро Ничевоков»). Декрет начинался весьма торжественно:

«Именем Революции Духа объявляем: ...Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснён, кризис - в нас.   в духе нашем. В поэтпроизведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. (Единственное пока что жизненное течение в поэзии - имажинизм - нами принимается как частичный метод.) Ничевочество - это путь. Это путь, который в дальнейшем приведёт к желанной цели: в Ничего. А пока: ничевочество - это странствование, это - борьба, это - преодоление преград, это - работа».

Вот почему ничевоки объединяются в группу. А объединившись, пишут «Приказ по организационной части». А в приказе том сказано:

1. Никому не возбраняется быть Ничевоком.
2. Со дня опубликования сего Ничевоки разделяются на: I) Ничевоков Творчества и II) Ничевоков Жизни.
3. Каковые все объединяются в Российское Становище Ничевоков.
4. К Ничевокам Творчества причисляются в первую очередь все активно-динамические работники в области искусства, которые руководствуются в вопросах творчества декретами об искусстве Творничбюро.
5. На Творческое Бюро Ничевоков (Творничбюро) возлагаются задачи организационного центра - творческо-законодательные и контроля над деятельностью Ничевоков Творчества.
6. Положение о Творческом Бюро разрабатывается им же самим на основании волевого революционного ак га захвата жизненного организма искусства Ничевоками.
7. Творческому Бюро надлежит разработать положение о Секретариате Ничевоков. каковой является исполнительным органом Творничбюро.
8. Ведению Секретариата подлежат Ничевоки Жизни, активно принимающие участие в общей работе Ничевоков.
9. Ничевокам Жизни присваивается наименование «Хобо», что значит - это значит рафинированный революционный бродяга.

Особенно показателен девятый пункт ничевоческого приказа, в котором говорится о рафинированном бродяге.

Прочитав этот пункт, начинаешь понимать, где зарыта ничевоческая собака. Она зарыта в «Собачьем ящике». А «Собачий ящик» зарыт близ Хитрова рынка. Хитров рынок близок ничевокам как идеологически, так и территориально. […]  

Представьте себе квартиру московского интеллигента средней руки. В означенной квартире есть столы, диваны, книжные шкафы, два-три ковра, половая щётка и т.п. В ней есть двери, окна и прочее.

Все вышеперечисленное содержится в каком-то, быть может и относительном, порядке. Представьте себе, что владелец оной приличной квартиры становится членом Российского становища ничевоков.

Можете ли вообразить, во что превратилась квартира московского интеллигента через два или три месяца после вступления его в оное Становище ничевоков?
Не можете.
Ручаюсь.
Квартира интеллигента превратилась в самый настоящий вигвам.

Да. Превратилась она в вигвам Гайаваты, в котором нахулиганил По-Пок-Кивио. Вспомните, что говорит Лонгфелло в своей поэме о хулиганстве волшебника:

А потом вошёл в жилище,
Раскидал кругом порога
Всю хозяйственную утварь,
Раскидал куда попало
Все котлы, горшки и миски,
Мех бобров и горностаев.

Впрочем, обстановку вигвама Гайаваты после хулиганства волшебника можно было в сравнительно быстрый срок привести в надлежащий порядок.

Другое дело - жилище ничевока.

Диван, кушетка и прочая мебель приняли такой грязный, обшарпанный и ни с чем не сообразный вид, что для наведения в квартире надлежащего порядка потребовалось бы сравнительно продолжительное время, потребовались бы героические усилия.

Судите сами: как могут испакостить квартиру люди, которые перестали признавать разницу между дверями и окнами! Как могут испакостить квартиру люди, которые для входа в нее предпочитают дверям окна! Ничевоки через окно прыгали с улицы в глубину жилища, как в омут. И жилище, в которое они прыгали через окно, в короткий срок становилось сорной ямой, пещерой или вертепом.

Антибытовизм ничевоков не требовал с их стороны особого напряжения, особой затраты душевных сил. Энергия их уходила на другое. Согласно теории ничевочества, душевный аппарат каждого из адептов данного литературного направления целиком настраивался на отрицание существующего искусства и его живых представителей.

При этом: чем большей популярностью пользовался тот или иной человек искусства, тем сильнее было у ничевоков желание свергнуть его с пьедестала.

Ничевокам казалось: достаточно одного отрицания - и тот или иной значительный художник, тот или иной известный поэт будут повержены в прах. Поэтому творческой работой ничевоки занимались мало. Вся их энергия уходила на придумывание и обсуждение планов свержения наиболее видных людей искусства. Ничевоки фантазировали: как бы кого из людей искусства стегануть, как бы кого разнести, как бы кого разоблачить. как бы кого разжевать и выплюнуть. Следы злопыхательства ничевоков, направленного по адресу других литературных течений того времени, можно найти в соответствующей ничевоческой литературе. Так, например, злопыхательством ничевоков изобилует их пресловутый «Собачий ящик». В разговорах ничевоков о том или ином известном поэте установилась мода употреблять имена существительные в уничижительной форме. Так, например, Анну Ахматову они неизменно называли Ахматкиной».

Грузинов И.В., Маяковский и литературная Москва, в Сб.: Московский Парнас: кружки, салоны журфиксы Серебряного века (1890-1922) / Сост.: Т.Ф. Прокопова, М., «Интелвак», 2006 г., с. 468-469 и 470-472.