Этот собор проходил городе Триенте в 1563 году с целью дать взаимосогласованные определения католических доктрин, подвергавшихся нападкам со стороны протестантов. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины.
На следующий год папа Пий IV распространил список запрещённых книг.
«Запрещены: «Монархия» Данте, сонеты Петрарки, «Декамерон» Боккаччо, сочинения итальянских и немецких гуманистов, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Николай Кузанский, Эразм, Аретино, Макьявелли, Гвиччардини, Кардан, Помпонацци, Агриппа, даже «История Базельского собора» папы Пия II. Запреты обрушиваются и на искусство: тот же Тридентский собор осуждает изображение нагих тел, и папа Пий V велит какому-то второразрядному художнику «одеть» фигуры Сикстинской капеллы; со второй половины века прототип «Гоголя», сжигающего «Мёртвые души», вписан в европейское художественное сознание, какие бы вольности оно себе в дальнейшем ни позволяло.
Бартоломео Амманати в 1582 году осуждает «обнажённость» своих прежних работ и обязуется подчинить кисть «очищенной» церкви; Орландо Лассо в старости скорбит о непристойности ранних сочинений и очищается в год своей смерти (1594) покаянным циклом «per mia particolare devozione»; Палестрина в 1584 году кается в грехах юности; Тассо после 1581 года собственноручно передаёт инквизиции свою поэму и просит о цензуре.
Каким-то холодом охватывает при виде этого маскарада, культивирующего религиозный подъём на фоне всеобщего религиозного скудения и обмирщения; первое падение акций церкви ещё с Х века спровоцировало рост мощных внутрицерковных попыток очищения и обновления (вроде клюнийского движения); иезуитизм выступил под флагом очередной такой попытки, но церковь к тому времени не нуждалась уже - за отсутствием жизни - ни в каких обновлениях; контрреформационное обновление оказалось декорацией, под прикрытием которой имело место отравление «новорождённой» культуры трупным ядом разлагающейся церкви».
Свасьян К.А., Становление европейской науки, М., «Evidentis», 2002 г., с. 191.