Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Для многих древних культов характерно постулирование «непознавемости божества». Например, вот строки из древнеегипетского гимна богу Осирису:
Сущность твоя, Осирис,
Непознаваема для разума простого смертного.
Ты - луна, сияющая на небесах,
Ты - великий Нил, орошающий поля,
Твои благодатные разливы даруют жизнь людям,
Ты - вечно воскресающая после смерти природа,
Твоё величество, Осирис, - это царь Загробного Мира.
Без каких-либо изменений этот постулат через столетия был перенесён в область изучения творчества. Первая публикация цитируемой ниже работы - 1931 год:
«Никакой аскезой нельзя достигнуть не только гения и таланта, но даже малого дара и способностей. Ибо творческая гениальность не зарабатывается, она даётся даром свыше, как благодать. От творца требуется творческое напряжение его первородной свободы, а не аскетический подвиг самоусовершенствования. Если бы Пушкин занялся аскезой и самоспасением, то он, вероятно, перестал бы быть большим поэтом. Творчество связано с несовершенством. И совершенство может быть неблагоприятно для творчества. В этом вся нравственная парадоксальность проблемы творчества».
Бердяев Н.А., О назначении человека (опыт парадоксальной этики), М., «Республика», 1993 г., с. 120.
Характерно, что в последнем абзаце более раннего трактата «Смысл творчества» (1916 год), того же автора сказано:
«Итог всей мировой жизни и мировой культуры – постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения. Все нити в этой точке сходятся, всё обостряется в этой точке. Но ещё неведомо нам подлинное творчество в последнем, конечном, религиозном смысле этого слова. Философия наша есть ещё только введение в философию творчества, а не сама философия творчества. И жизнь наша лишь переходная к жизни творческой, не творческая ещё жизнь. Неизъяснимо, что есть творчество».
А вот – современный тезис:
«Метафорическая трансформация Ромео удивительно инновационна и может быть легко отделена от альтернативных метафор, которые могли бы быть неудачны, ввиду того что являются неадекватной заменой старых форм или тех, которые «работают» совершенно иными способами. Но существует заводящий в тупик вопрос о том, как Шекспир пришел к правильной метафоре. Как видел он и как видим мы то, что новая форма соответствует, что она может переделать старый мир во что-то новое? Здесь мы оказываемся вынужденными возвращаться к проблеме судьбы, проблеме гения как божественного дара и как носителя высшего вида творчества, которому нельзя научить. Но, к удивлению, мы можем переосмыслить наше понимание структур, и в их дескриптивных правилах найдётся место не только для правил, описывающих количества, качества и функциональные связи объекта или события, но также для правил, которые создают такие правила».
Джордж Алан, Формы, трансформации и креативный процесс, Материалы XX Всемирного философского конгресса, Бостон (США) 10-16 августа 1998 г., Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 1999 г., N 4.