В.В. Налимов акцентировал значение внерациональных, внелогических, внеязыковых факторов в современной культуре, в том числе, как способа освобождения от догм прежнего опыта…
История знает несколько источников этих факторов:
Дзен-Буддизм – «…стремится к восприятию мира вне логического осмысления, без словесной коммуникации. Там утверждается, что реальность надо пережить и не следует стремиться выражать её в словах. Поэтому дзен не имеет четко выраженной доктрины. Дзенское состояние достигается с помощью трёх приемов: дзадзен - дзенской формы медитации, коанов - абсурдных загадок без логических отгадок, и мондо - бесед «огневой скорости». Все они служат для того, чтобы пробудить ищущего от сна повседневности, освободить сознание от словесно-логических ловушек. В дзенских диалогах, не имеющих разрешения на обыденном языке, человек теряет собственное «я», представление об отдельности своего существования. Состояние сатори - просветления достигается за счёт интуитивного прорыва через логические барьеры…»
Золотухина-Аболина Е.В., В. В. Налимов, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г., с. 48.
«Исихазм (от слова «исихия» - покой, безмолвие) означает монашеское движение, особо распространившееся в 14 веке в Византии. Его возглавлял богослов Григорий Палама. Исихазм предполагал обет молчания, глубокое сосредоточение для общения с Богом, практиковал психо-физические упражнения, близкие к йоге. Исихасты искали внелогические, внерациональные пути к Богу - способы вхождения в континуальные потоки».
Золотухина-Аболина Е.В., В. В. Налимов, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г., с. 49.
Cхема сознания человека по В.В. Налимову
Гиперличность по В.В. Налимову