Порча христиан по Блезу Паскалю

«В прежние времена христиане были непременно сведущи во всём том, что необходимо для спасения; тогда как ныне мы видим невежество столь грубое, что оно заставляет скорбеть всех тех, кто питает любовь к Церкви.

В Церковь вступали только после больших трудов и долгих стремлений. Сегодня в неё вступают безо всякого труда, без забот и усилий. Тогда Церковь допускала к себе людей лишь после самых строгих испытаний. Теперь их допускают до того, как они становятся готовы к испытаниям. Тогда принимали только после того, как человек отступался от своей прежней жизни, отрекался от мира и плоти и дьявола.

Теперь люди вступают в Церковь до того, как становятся готовы сделать что-нибудь из этого. Наконец, в былые времена нужно было уйти от мира, чтобы пойти в Церковь, тогда как сегодня входят в Церковь и в мир одновременно.

По таким поступкам и узнавали тогда глубокое различие между миром и Церковью. Тогда мир и Церковь считали двумя противоположностями, словно бы двумя непримиримыми врагами, один из которых непрестанно преследует другого, и слабейший по виду должен будет некогда победить сильнейшего, так что надо было покинуть один из этих борющихся станов, чтобы присоединиться к другому. Люди отбрасывали правила одного, чтобы принять правила другого; совлекали с себя понятия одного, чтобы облечься понятиями другого.

Наконец, люди отступали, отрекались, отказывались от мира, в котором приняли первое своё рождение, чтобы целиком посвятить себя Церкви, в которой принимали как бы второе рождение, и так познавалась пугающая разница между тем и другим.

Тогда как теперь люди оказываются почти одновременно тут и там; в тот самый миг, когда мы рождаемся на свет, мы возрождаемся в Церкви; так что приходящий к нам разум больше не делает различий между этими двумя состояниями и этими двумя рождениями, столь далекими друг от друга. Он воспитывается и образуется и в том, и в другом вместе. Люди причащаются Святых Тайн и наслаждаются мирскими радостями, и т. д.

И вот, тогда как в прежние времена люди видели существенную разницу между одним и другим, теперь они видят их перемешанными и слитными, так что почти уже их не различают. Когда Церковь только рождалась, в ней обучали оглашенных, то есть тех, кто готовился к крещению, прежде чем его над ними совершить, и допускали к нему только при полном постижении тайн религии, покаянии в прежней жизни, глубоком знании величия и превосходства исповедания веры и заповедей христианской религии, которую они желали принять навсегда, при явных  свидетельствах истинного обращения сердца и жарком стремлении креститься (см. для сравнения - Крещение Руси - Прим. И.Л. Викентьева).

Когда вся Церковь была об этом оповещена, над ними совершали таинство вхождения и нового рождения, через которое они становились членами Церкви; тогда как теперь, когда таинство крещения, по весьма важным соображениям, совершается над неразумными младенцами, случается, что родительское небрежение позволяет христианину дожить до старости, ничего не зная о величии нашей религии.

Когда обучение предшествовало крещению, все были обучены. Но теперь, когда обучение следует за крещением, оно из обязательного становится добровольным, потом забрасывается, а потом и вовсе отменяется.

Истинная причина такого поведения в том, что мы убеждены в необходимости крещения, но не убеждены в необходимости обучения. Так что когда обучение предшествовало крещению, необходимость одного означала необходимость прибегать к другому; тогда как теперь, когда крещение предшествует обучению, когда христианами делаются не учась, мы полагаем возможным оставаться христианами, не пройдя обучения...

Из чего следует, что прежде христианами были только люди весьма сведущие. Тогда как теперь они пребывают в ужасающем невежестве. Если первые христиане выказывали столько признательности Церкви за милости, которые она им даровала только после долгих молений, то нынешние выказывают столько же неблагодарности за ту самую милость, которую эта добрая мать дарует им даже прежде, чем они успеют о ней попросить.

И если ей были столь отвратительны прегрешения первых христиан, хотя и весьма редкие, сколь же ей должны быть мерзостны всё новые и новые прегрешения нынешних, хотя они ей обязаны много больше, ибо она их раньше и великодушнее избавляет от проклятия, на которое они обречены своим первым рождением. Она не может видеть без стона, как злоупотребляют величайшей из её милостей, и как то, что она сделала им во спасение, оборачивается едва ли не верным орудием их гибели; ведь она не изменилась духом, хотя переменила обычай. Однако способ, которым этим пользуются, столь противен намерениям Церкви, что о нём нельзя думать без ужаса. Теперь люди почти уже и не сознают столь великого благодеяния, ибо никогда его не добивались, никогда о нем не молили и не помнят даже, что получили его. (Они не помнят, что связали себя обетом...)

Вот почему в былые времена те, кто получил второе рождение в крещении и покинул мирские пороки, чтобы обрести благочестие в Церкви, так редко спускались снова из Церкви в мир, тогда как теперь нет ничего более обыкновенного, чем мирские пороки в сердцах христиан.

Церковь святых оказалась теперь покрыта грязью от примеси грешников, и чада её, которых она зачала, носила и питала в лоне своём, - это те самые люди, которые приводят в самое её сердце, то есть едва ли не причащаясь самым священным её таинствам, злейшего её врага - дух мира, дух честолюбия, дух мести, дух нечистоты, дух похоти: а её та любовь, которую она питает к чадам своим, заставляет впускать в самое чрево свое самого жестокого из её гонителей... Но не Церковь надо винить в несчастьях, последовавших за переменой столь спасительных установлений; ведь она не изменилась в духе, хотя изменилась в поведении. Видя, что задержка с крещением оставляет множество младенцев в проклятии Адамовом, она пожелала извлечь их из толпы погибающих, ускорив помощь, которую им подаёт. И эта добрая мать не может без горьких сожалений видеть, как то, что она давала во спасение детям своим, превращается в орудие гибели для взрослых.

Истинное её намерение было в том, чтобы те, кого она в столь нежном возрасте оберегала от мирской заразы, обретали воззрения, противоположные мирским. Потому она и предупреждает действие разума, чтобы предупредить пороки, к которым влечет извращённый разум; и прежде чем их разум начинает действовать, она наполняет его духом своим, чтобы они жили в полном неведении мира и в состоянии, тем более далёком от порока, что они о нем и не подозревают. Это проявляется в обряде крещения, ибо она допускает младенцев к крещению лишь после того, как они объявят устами своих крестных, что желают его, что они веруют и отрекаются от мира и Сатаны. И поскольку она желает, чтобы они сохраняли такое расположение духа всю свою жизнь, то строго им велит нерушимо его беречь и приказывает крестным неукоснительно исполнять  заповедь обучать детей всему этому. Ибо она не желает, чтобы те, кого она питала сосцами двоими с младенчества, стали теперь менее сведущи и менее ревностны, чем те, кого она принимала в число верных взрослыми. Она не желает меньшего совершенства в тех, кого принимает.

Но поскольку очевидно, что Церковь требует не меньше рвения от тех, кто возрос в вере, чем от тех, кто к ней стремится, - то следует держать перед глазами пример оглашенных, оценивать их рвение, их набожность, их отвращение к греху, их благородное отречение от мира; и если их не считали достойными принять крещение без этих качеств, те, кто не находит их в себе... Итак, нынешние христиане должны принять то обучение, которое они проходили бы, если б с него начинали, чтобы войти в общение с Церковью. Чтобы расположить их к ученью, надо объяснить им разницу между обычаями, которые были приняты в разные времена.

Нужно, чтобы они держали перед глазами пример оглашенных, оценивали их рвение, их набожность, их отвращение к миру и благородное отречение от всей его суеты. Ибо если их не считали достойными принять крещение без этих качеств, то разве не будет справедливо, чтобы те, кто не находит их в себе, уже приняв его, прилагали все усилия, чтобы возрастить в себе воззрения столь же благородные, предавались спасительному покаянию до конца дней своих и питали меньше отвращения к жизни в постоянных муках распятия, чем они черпают наслаждения в отравленных радостях греха».

Блез Паскаль, Сравнение первых христиан с нынешними / Мысли, М., «Эксмо»,  2009 г., с.  369-373.

 


Причины порчи сообщества по Г.С. Альтшуллеру