Предельные категории, различные картины (модели) мира
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Предельные категории, различные картины (модели) мира
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
«Границы моего языка означают границы моего мира»
Людвиг Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн издаёт на немецком языке Логико-философский трактат / Logisch-Philosophische Abhandlung. В следующем году трактат был издан на английском языке - Tractatus Logico-Philosophicus, что принесло автору мировую известность.
Трактат состоит из 7 главных тезисов и разветвленной системой поясняющих предложений.
Основная идея трактата: мир состоит из фактов, а не из вещей (объектов), как полагается в большинстве философских систем.
«Текст «Логико-философского трактата» представляет собой примерно 80 страниц, больше всего напоминающих непомерно разросшиеся тезисы чего-то невероятно огромного - настолько сжато и конденсировано изложение мыслей в этом произведении. В основе философской доктрины «Трактата» лежит представление об однозначном соответствии - изоморфизме - между языком и реальностью.
Предложения языка суть картины (точные отображения) фактов. Но при этом то, в чём состоит суть соответствия между предложением и фактом (логическая форма), не может быть высказано словами. Это мистическая сторона «Трактата», важность которой Витгенштейн многократно подчёркивал.
Все предложения языка можно редуцировать в одно инвариантное предложение, отражающее смысл всех предложений. На естественном языке оно звучит так: «Дело обстоит так-то и так-то». Логически вывод такого предложения происходит путём операции последовательного отрицания всех предложений. Это, так сказать, «нигилистическая» сторона философии «Трактата».
Особую роль в доктрине «Трактата» играет интерпретация предложений логики, которые трактуются как тавтологии - возможности сказать одно и то же разными способами. Цель философии - вскрытие тавтологий, «логическое прояснение мысли». Поэтому метафизическая философия бессмысленна - она производит противоположную работу: логически затемняет мысли. Всё, что может быть вообще сказано, должно быть сказано ясно. О том, что не может быть сказано ясно, - этика, эстетика, религия, - лучше не говорить вообще».
Вадим Руднев, Божественный Людвиг (Жизнь Витгенштейна), журнал «Логос», 1991 г., N 1, с. 84-98.
Трактат кончается так:
«6.54. Мои предложения поясняются тем фактом, что тот, кто меня понял, в конце концов уясняет их бессмысленность, если он поднялся с их помощью - на них - выше их (он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как он взберётся по ней наверх). Он должен преодолеть эти предложения, лишь тогда он правильно увидит мир.
7. О чём невозможно говорить, о том следует молчать».
Людвиг Витгенштейн: Философские исследования